ОТКРЫТЫЙ
ИНФОМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ДОКЛАД ДИРЕКТОРА
МОУ" ШЕГАРСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1» ШЕГАРСКОГО РАЙОНА, ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ

МЕЛЬНИКОВО 2006
Автор: Токмакова Надежда Ивановна, директор МОУ «Шегарская СОШ №1»

Доклад подготовлен МОУ «Шегарская  СОШ №1» для представления учредителю и общественности отчёта, обеспечивающего открытость и прозрачность деятельности школы. Содержит информацию и анализ работы школы по основным направлениям деятельности и предназначен для публичного представления результатов работы учредителю, родителям, общественности.
Доклад был представлен:

  1. на общешкольной конференции
  2. на творческом отчёте школы перед местным сообществом
  3. через сайт в системе Интернет http:// www.shegsosh1.narod.ru/

 

Оглавление

  1. Общая характеристика школы
  2. Внедрение современных  образовательных технологий
  3. Гражданское образование
  4. Предпрофильная подготовка, профильное обучение
  5. Создание условий для сохранения здоровья обучающихся
  6. Нормативно-правовая база безопасности образовательного пространства.
  7. Партнерские отношения, обеспечивающие реализацию инновационных программ
  8. Внеурочное дополнительное образование
  9. Механизмы привлечения внебюджетных ресурсов для разработки и реализации программ

 

1. Общая характеристика школы
Школа расположена в центре села Мельниково. Население села разнообразно. Большую часть занятого населения составляют работники бюджетной сферы и сферы обслуживания, частные предприниматели, рабочие предприятий. Часть населения занимается домашним хозяйством, немало безработных. В селе,  как и во всем обществе, существует ряд специфических факторов, влияющих на развитие личности. Это недостаточный уровень благосостояния населения, превалирование рыночных отношений над духовными интересами, политические разногласия, неспособность родителей педагогически овладеть ситуацией развития собственного ребенка, алкоголизм, наркомания, в том числе и в молодежной среде.
Для преодоления негативного влияния среды, развития индивидуальных способностей детей в селе работают Школа искусств, Детская юношеская спортивная школа, Центральный дом творчества, Дом культуры, Районный краеведческий музей, хоккейная площадка.
История и результаты деятельности Шегарской средней общеобразовательной школы №1 отражают позицию школы как одного из активных субъектов формирования инновационного пространства в муниципальной и региональной образовательных системах Шегарского района и Томской области:

 

Организационно- педагогические условия школы

      – 5- 6.

Состояние материально-технической базы школы
Школа размещается в 3-х зданиях. Учебных кабинетов для проведения занятий – 38. Имеются 2 спортивных зала и спортивная площадка на свежем воздухе. Есть столовая на 120 мест и актовый зал на 90 мест.
Работает библиотека, библиотечный фонд составляет: 10200 учебников, 24500 – экземпляров художественной литературы, достаточный фонд научных и методических изданий.
В школе оборудованы столярная и токарная мастерские, кабинет информационных технологий на 10 учебных мест, в котором  установлен скоростной Интернет по технологии ADSL; в школе 27 компьютеров из них 13 компьютеров в локальной сети и  имеют доступ в   Интернет, 2 кабинета оснащены мультимедийными установками.

Сведения о педагогах, работающих в школе
В школе работают 45 учителей, из них:
с высшей квалификационной категорией- 16 человек (36%)
с первой квалификационной категорией- 19 человек (42%)
со второй квалификационной категорией- 4 человека (9%)
1 учитель удостоен звания «Заслуженный Учитель России»;
6 учителя имеют звания «Соросовский учитель»;
6 учителей отмечены Грамотами Министерства образования РФ.     

Состав коллектива по педагогическому стажу:
от 2 до 5 лет- 4 человека (9%)
от 5 до 15 лет – 6 человек (13%)
от 15 лет до 20 лет – 11 человек (24%)
Свыше 20 лет – 18 человек (40%)
Возрастной состав педагогов:
До 30 лет – 4 человека (9%)
От 30 до 55 лет – 35 человек (78%)
Старше 55 лет – 2 человека (4 %)
По уровню образования:
Высшее образование – 36 человек (80%)
Неоконченное высшее образование – 2 человека (4%)
Среднее специальное образование – 8 человек (18%)
Участники (призёры) районных профессиональных конкурсов – 6 (5) человек
Участники (призёры) областных профессиональных конкурсов – 5 (3) человека
Участники (призёры) российских профессиональных конкурсов – 3 (1)человека
Участники международных профессиональных конкурсов – 3 человека
Включенность педагогов школы и команд учащихся в образовательные события муниципального, регионального, всероссийского, международного уровней:

Количество участников школьной
научно-практической конференции

 

Количество участников региональных,
всероссийских, международных форумов,
фестивалей, конференций

 

 

 

 

 

 

 

Публикация опыта инновационной работы в разноуровневых методических сборниках:

В школе совершенствована  структура методической работы. Изменился состав методических объединений, вместо восьми объединений оставлено четыре: МО начальных классов, МО математики, физики и информатики, МО гуманитарных наук, МО здоровьесберегающих технологий, две проблемные группы «Информатизация обучения», «Научно-практическая деятельность учащихся».

Основные формы работы по повышению квалификации педагогических работников:

В целях обеспечения выбора направлений методической работы Методический совет школы осуществляет прогнозирование потребностей педагогов в методическом обеспечении образовательного процесса. Составлен перспективный план повышения квалификации учителей, перспективный план аттестации работников школы, подбор и коррекция тем по самообразованию, тем инновационной и исследовательской работы.
Методическим советом организован мониторинг качества образования (разработка и проведение контрольных срезов по предметам учебного плана, выявление эффективности изучения образовательных программ, контроль за посещением уроков).
Педагогические работники школы в соответствии с профессиональным уровнем и наличием педагогических и методических знаний привлекаются в течение года к рецензированию образовательных программ, исследовательских, творческих работ учащихся, являются участниками жюри творческих конкурсов, членами экспертных групп при проведении аттестации педагогических и руководящих работников района.
Педагогические работники привлечены к анализу и самоанализу результатов образовательного процесса. На каждого учителя составлена карта применяемых на уроках методов, форм, приёмов.
Уровень организации и содержание методической работы позволил получить статус районной базовой школы. Два года подряд школа – опорное образовательное учреждение по методической работе, по применению информационных технологий в образовательном процессе.
На базе нашей школы проводится ряд районных мероприятий, в организации и проведении которых задействованы администрация и коллектив школы.

мероприятие

периодичность

1

Районные  методобъединения учителей

по графику

2

Семинары для заместителей директоров по УВР

2 раза в год

3

Совещания руководителей ОУ

ежемесячно

4

Обучающие семинары  «Учитель года»

 

5

Курсы повышения квалификации «Математика. Психология. Интеллект.»

2005/2006 уч.год

6

Семинар ТОИПКРО «Делопроизводство»

октябрь 2005

 

В школе организованы новые структуры, создающие условия для успешной реализации ресурсного подхода в программе развитияобразовательной деятельности:

Таким образом, в школе сформированы основы образовательного процесса как социально-активного образовательного учреждения, развивающегося в условиях здоровой конкуренции и свободного выбора родителями образовательного учреждения.

Сведения об учениках

 За время своего существования школа сделала 47 выпусков
11 выпускников окончили школу с золотой медалью
25 выпускников окончили школу с серебряной медалью

На данный момент в  школе обучается 436 учеников с 1-го по 11-й класс.
Это дети из семей с разным социальным положением и разным уровнем благосостояния, в том числе:

 

Оздоровление детей по линии соцзащиты в летний период

 

Учебный год

Лагерь «Здоровье»
с. Калтай (чел.)

Лагерь «Надежда» с. Калтай (чел.)

ДООЛ «Юбилейный» (чел.)

2003-2004

25

3

 

2004-2005

21

 

11

2005-2006

47

 

 

Оказание материальной помощи детям из малообеспеченных семей

 

2003-2004

2004-2005

2005-2006

4

3

6

 

На учёте в ПДН

Учебный год

(чел.)

2003-2004

10

2004-2005

6

2005-2006

4

Школа занимается трудоустройством подростков на летний период

Учащимся школы, достигшим 14-летнего возраста  предоставляется ежегодно возможность  трудоустроиться на летний период  через службу занятости. Дети работают на пришкольном участке с нагрузкой  согласно нормам.

 

В школе систематически отслеживается распределение выпускников после окончания школы

Более 50% выпускников ежегодно поступают в ВУЗы. Особой популярностью пользуются ТГУ, ТГПУ, ТПУ.

 

Результаты инновационной деятельности

Шегарская СОШ №1 является муниципальной базовой площадкой по реализации нескольких направлений инновационной деятельности:

Управление  качеством образования
Участие в эксперименте по внедрению новых форм итоговой аттестации выпускников средней  школы

Динамика среднего тестового балла по математике ЕГЭ

Статус

Средний балл

2004г.

2005г.

2006г.

Школьный

53,8

52,71

43,55

Муниципальный

48,3

48,44

44,89

Региональный

51,38

50,05

47,69

Результаты ЕГЭ по математике за три года

 

 

Класс

Учебный год

2003-2004г.

2004-2005г.

2005-2006г.

абсол.
успевае-
мость
%

 

качество
%

абсол.
успевае-
мость
%

 

качество
%

абсол.
успевае-
мость
%

 

качество
%

11А

 

47

95,2

66,6

90

55

11Б

 

47

 

 

 

 

11В

100

84,2

93,7

37,5

 

 

Динамика среднего тестового балла гуманитарного  цикла

 

Статус

Средний балл

2004г.

2005г.

2006г.

Русский язык

Школа

51,63

51,53

48,47

Район

52,86

50,72

49,94

Область

54,49

50,99

53,3

История России

Школа

52,33

47,13

40,11

Район

45,61

51,14

46,5

Область

49,23

46,91

50,33

Биология

Школа

49,25

51,27

44,29

Район

44,83

48,76

45,26

Область

49,59

48,57

49,39

 

 

Обществознание

 

Школа

 

50,75

49

Район

 

52,13

50,92

Область

 

43,31

51,82

 

Мониторинг ЕГЭ по предметам гуманитарного цикла

 

Год

Предмет

Абсолютная успеваемость
%

Качественная успеваемость
%

2004

История России
11б

 

100

 

100

2004

Русский язык
11б
11в

 

100
100

 

60
72

2005

Русский язык
11а
11б

 

100
100

 

50
83

2005

История России
11а
11в

 

100
100

 

50
100

2005

Биология
11а
11в

 

100
100

 

50
80

2005

География
11а

 

100

 

75

2005

Обществознание
11а
11в

 

100
100

 

50
100

2006

Русский язык
11а

 

100

 

61

2006

Биология
11а

 

100

 

50

2006

География
11а

 

100

 

50

2006

Обществознание
11а

 

100

 

50

Охват учащихся  школьными предметными олимпиадами

 

 

 

 

 

 

  Призеры олимпиады школьников муниципального уровня

 

 

 

 

 

 

 

Призеры областной олимпиады школьников

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 2.Внедрение современных  образовательных технологий
В настоящее время все новшества, вводимые в школе, касаются в первую очередь внедрения в практику современных образовательных технологий, направленных на развитие  интеллекта школьников, творческого потенциала, обеспечения общей процедуры саморазвития личности. Эффективность их использования доказана коллективом нашей школы на практике.
Современное образование становится немыслимым без использования компьютеров не только на уроках информатики, но и при изучении дисциплин нематематического профиля.
Всесторонне изучив проблему информатизации школ, мы познакомились с четырехэтапной нормативной моделью освоения ИКТ, разработанной коллективом авторов под эгидой ЮНЕСКО. В модели выделены четыре подхода к процессу информатизации школы:

           Проанализировав работу нашей школы в этом направлении, мы пришли к выводу, что первый этап мы благополучно завершили. В частности, получив компьютеры в рамках президентской программы,  педагоги школы начали осваивать ИКТ, опробуя их возможности и пути их включения в учебную работу (создание дидактического материала, набор текста для учебных программ). В компьютерном классе проходили в основном уроки информатики.
На данный момент школа является в районе лидером развития ИКТ-компетенций: знаний о современном информационном обществе, владения технологией обработки различных видов информации с помощью компьютера.
С появлением Районного ресурсного центра на базе нашей школы в 2004-2005 учебном году появилась возможность проводить уроки по всем дисциплинам с использованием информационных технологий. Учителям стало недостаточно владеть только редакторскими навыками, появилась необходимость в подготовке дидактического материала для дальнейшего перевода его в электронные издания учебного назначения. В школе появилась возможность приступить к осуществлению новых подходов в обучении.

Важным преимуществом использования компьютера является то, что он позволяет повысить профессиональный уровень педагога. В своей работе учителя нашей школы регулярно используют материалы различных сайтов, в

 

школе установлен широкополосной Интернет.  В школе создан сайт http:// www.shegsosh1.narod.ru/, благодаря которому стала возможной реализация проекта «Виртуальный музей», посетителем которого может стать любой пользователь сети Интернет, интересующийся историей нашей школы.
         С целью создания информационно-технологической инфраструктуры школы, повышения качества образования на всех ступенях обучения, развития и эффективного использования потенциала педагогического и ученического коллективов, создания условий для поэтапного перехода к новому уровню образования на основе информационных технологий, создания условий для предоставления образовательных и информационных услуг педагогам ОУ района в рамках единой информационной образовательной сети на базе РРЦ в школе разработана  «Программа непрерывного ИКТ образования на 2005-2010 год».
           В школе появилась возможность приступить к осуществлению новых подходов в обучении. Со второго класса ребята  нашей школы знакомятся  с информационными технологиями на кружке «Информатика для младших школьников».
Старшеклассники в рамках уроков технологии, истории, обществознания, биологии, английского, немецкого языка, познают новые возможности компьютерных технологий.
        Преподаватели также идут в ногу со временем, изучая и осваивая возможности компьютера, мультимедийных технологий.


Мониторинг обученности педагогов школы ИКТ

 

 

 

 

 

 

 

   
В районном ресурсном центре уже на протяжении 3 лет регулярно проводятся компьютерные курсы по обучению учителей школы и  района пользовательским навыкам работы на компьютере по программам:

 

Сетевое дистанционное обучение


Радиальная диаграмма

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

           В Ресурсном центре проводятся различные по своей структуре уроки. Это и лекции по страноведению с видеоматериалами о достопримечательностях, и уроки-презентации, где обучающиеся представляют свои электронные проекты, исследовательские работы, здесь же учащиеся просматривают видеофильмы на уроках истории. Учителя проводят проверочные работы в виде тестов.
Очное обучение проводится тьютором в РРЦ, а консультации в режиме Chat и проверка контрольных работ  - преподавателями ТГУ, защита проектных работ происходит в режиме видеоконференции.
Информационно-компьютерные и коммуникативные технологии все настойчивее и увереннее входят в жизнь нашей школы, и позволяют сделать образовательный процесс более эффективным, интересным, максимально приближенным к требованиям сегодняшнего дня.
Важным компонентом учебного процесса является работа с образовательными электронными ресурсами: мультимедиа курсами, электронными учебниками и учебными пособиями, хрестоматиями и задачниками и т.д.
Учебный процесс при дистанционном обучении в нашей школе включает в себя все основные формы традиционной организации учебного процесса: лекции, семинарские занятия, консультации, самостоятельную работу и систему контроля. Педагогические технологии при дистанционном обучении реализуются с помощью информационных технологий.

Педагогические технологии

Информационные технологии

Лекция

IP-вещание
Real video

Семинарские занятия

Chat, Real video

Консультации

Chat,       Real video, E-mail

Самостоятельная работа

 Электронные ресурсы на CD и в сети Интернет

Контрольная работа

E-mail

            В настоящее время в образовательном пространстве имеется разнообразный набор интерактивных средств обучения, в нашей школе на протяжении трех лет, с внедрением в работу Районного ресурсного центра , многие учителя систематически используют на уроках учебные электронные мультимедиаиздания. В школьной библиотеке собраны мультимедиа курсы, сетевые учебники и учебные пособия, задачники и тренажеры.       

Первая ступень обучения

Вторая ступень обучения

Третья ступень обучения

  • «Красная книга Томской области»
  • «Интерактивная энциклопедия: открытая дверь в мир науки и техники»
  • «История искусства»
  • «Шедевры русской живописи»
  • «Классическая музыка»
  • «Обучение немецкому языку для начальной школы»
  • «Медиаурок с использованием компьютера»

 

  • Самоучитель «Химия для всех – XXI» решение задач
  • «Красная книга Томской области»
  • «Химия» мультимедийное учебное пособие нового образца
  • «Биология. Анатомия и физиология человека»
  • «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия»
  • «Основы безопасности жизнедеятельности» 5-11 классы
  • «Математическая практика» 5-11 классы
  • «Обществознание» 8-9 класс
  • «История Древнего мира» 5 класс
  • «Всеобщая история» 5-6 классы
  • «Всеобщая история» 7-8 классы
  • «Атлас Древнего мира»
  • «Россия на рубеже третьего тысячелетия»
  • «Физика. Практикум»
  • 7-11 классы
  • «Физика. Библиотека наглядных пособий» 7-11 класс
  • «Живая физика. Живая геометрия»
  • «Новые возможности для усвоения курса математики» 5-11 класс
  • «Классическая музыка»
  • «Классическая музыка»
  • «Шедевры русской живописи»
  • «Мировая художественная культура» 10-11 классы
  • «Эрмитаж. Художественная энциклопедия»
  • «История России. XXвек»
  • «От Кремля до Рейхстага»
  • «Экономика и право»
  • 9-11 класс
  • «Обществознание» 10-11 класс
  • «Математика. Практикум» 5-11 класс
  • «Вычислительная математика и программирование» 10-11 класс
  • «Русский язык для абитуриентов, старшеклассников, учителей»
  • «Открытая физика»
  • «Химия. Общая и неорганическая» 10-11 класс
  • «Экология» 10-11 класс
  • «Обучение грамматике. Модальные глаголы английского языка»
  • «Немецкий язык для тех, кто в пути»
  • «Tangram» (немецкий язык)

 

        Педагогами школы разработано более 40 образовательных электронных ресурсов, адресованных школьникам начальных, средних и старших классов.

Фамилия имя, отчество педагога

Продукт деятельности

Возрастная ступень

Барская Маргарита Алексеевна, учитель истории и обществознания, высшая квалификационная категория

Медиауроки:
«Средневековый   замок» «Древнейший Рим»
«Римская армия»
«Быт и нравы древних римлян»

 

 

6 класс
5 класс
5 класс
5 класс

Кустова Людмила Юрьевна , учитель немецкого языка, первая квалификационная категория

Медиаурок:
«Путешествие в Берлин»
Зачетный тест: «Знаешь ли ты Берлин?»

 

8 класс
8 класс

Пойлова Вера Анатольевна, учитель географии, первая квалификационная категория

Медиауроки:
«Органический мир Томской области»
«Байкал»
«Антарктида»
«Природные зоны Южной Америки»
«Вулканы»

 

8 класс

8 класс
7 класс
7 класс

6 класс

Садовникова Надежда Борисовна, учитель математики, первая квалификационная категория

Медиауроки:
Обобщающий урок по теме «Обыкновенные дроби»
«Нахождение дроби от  числа»

 

Кривошеина Лилия Борисовна, учитель начальных классов, высшая квалификационная категория

Медиауроки:
«Урок Знаний»
«Праздник Победы»
«Изонить»

 

1 класс
1-3 класс
3 класс

Жадобина Ольга Геннадьевна, учитель технологии, первая квалификационная категория

Медиауроки:
«Цветовое сочетание в интерьере гостиной»
Блок уроков по теме «Конструирование и моделирование ночной сорочки»

 

6 класс

 

8 класс

Шевнина Татьяна Ефимовна, учитель начальных классов, высшая квалификационная категория

Медиаурок:
«Какие бывают растения, какие бывают животные?»
Внеклассное занятие: «Приглашаем к чаю»

 

2 класс

Каравасилий Людмила Николаевна, учитель биологии, высшая квалификационная категория

Медиауроки:
«Многообразие насекомых и их роль в природе»
«Разнообразие, распространение и значение растений в жизни человека»
«Удивительный мир грибов»

 

6 класс

6 класс

 

6 класс

Мишевич Галина Михайловна, учитель биологии, высшая квалификационная категория

Медиауроки:
«Строение функций белка»
«Путешествие по стране растений»
«Опорно-двигательная система»

 

10 класс
6 класс

8 класс

Лещенко Любовь Владимировна, учитель математики, высшая квалификационная категория

Медиаурок:
«Квадратичная функция»

 

Коноплева Любовь Александровна, учитель русского языка и литературы, первая квалификационная категория

Медиаурок:
Урок развития речи по теме: «Описание картины Машкова «Клубника и белый кувшин»

 

5 класс

Чурикова Ирина Витальевна , учитель английского языка, первая квалификационная категория

Медиаурок:
«Британские праздники»

 

8 класс

Юрова Ирина Павловна, учитель английского языка, первая квалификационная категория

«Магазины и покупки товаров»
«Обучающие диалоги на уроках английского языка»

6 класс
5-10 классы

Вензик Клавдия Петровна, учитель физики, первая квалификационная категория

Медиаурок:
Урок-обобщение по теме
«Мир ученых»

 

9-11 класс

Шиянова Раиса Алексеевна, учитель начальных классов, высшая квалификационная категория

Презентация «Хохлома»

2 класс

Разумова Нина Николаевна ,                  учитель математики,  высшая квалификационная категория

Медиауроки:
«Сравнение обыкновенных дробей»
«Ломаные»
«Геометрические тела»

 

6 класс

6 класс
5 класс

Доля педагогов, применяющих компьютерные технологии

 

 

 

 

 

 

 

 

         Проект томского регионального телепорта как центрального сегмента сети спутниковых телекоммуникаций был разработан в соответствии с конкурсной заявкой Томского государственного университета на подключение школ Томской области к Интернет в рамках Федеральной целевой программы «Развитие единой образовательной информационной среды, 2001-2005 годы». С функционированием телепорта произошел значительный скачок в развитии социальной, образовательной сферы периферийных районов. Это мы в полной мере ощутили на опыте нашей школы.
Преподаватели ТГУ проводят аудиторные занятия во время выездов в школы. Организованная система поддержки в довузовской подготовке очень эффективна, так как предусматривает оперативную обратную связь с преподавателем, который помогает школьникам организовать систематические занятия. В течение всего периода обучения преподаватели проводят консультации, организуют выполнение проверченных и контрольных заданий. Наличие постоянной обратной связи делает процесс обучения наиболее эффективным.
С 2006 года на базе Ресурсного центра школы работают открытые профильные школы для 9-10 классов.

Все педагоги школы осознают важность ИКТ для решения задач образовательной подготовки школьников, компьютеры применяются для решения традиционно стоящих перед нами задач: подготовки документов, раздаточных материалов и презентаций, внедрение инноваций сопровождается использованием ИКТ.

 

Локальное использование современных образовательных
технологий

Система школьного образования в настоящее время переживает фазу развития и сложный процесс реформирования. Сейчас, когда образование в России постепенно становится личностно ориентированным, учитель сталкивается с проблемами не только  дидактического или информационного характера, он находится в постоянном поиске более удачных  приемов преподнесения учебного материала. Успешное решение этой проблемы зависит во многом и от способности учителя сориентироваться в широком спектре современных инновационных технологий, которые направлены не только на получение  каких-то конкретных знаний, но и на развитие личности учащихся, формирование гражданских позиций, социализацию ребенка.

Развитие школы не может быть осуществлено иначе, чем через включение её в инновационный процесс.
На сегодня 65% коллектива заняты  инновационной деятельностью по внедрению различных программ спецкурсов, факультативов или предметов регионального и школьного компонентов базисного учебного плана, что в значительной мере позволяет удовлетворять учебные и информационные потребности наших учеников, предоставлять им возможности для самореализации.
Доля учителей, использующих в своей работе инновации

 

 

 

 

 

3. Гражданское образование